Оценка качества деятельности медицинских организаций

Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию особо подчеркнул, что здоровье нации зависит  от образа жизни людей, состояния окружающей среды и  развития медицинской науки. Экспертиза качества медицинской помощи, в силу определенной специфики проблемы, затрагивает интересы многих государственных, общественных, частных и прочих организаций и учреждений, а также отдельных граждан. Если попытаться представить систему защиты пациента от некачественной медицинской помощи, то она окажется весьма сложной и во многих направлениях законодательно обеспеченной не в полной мере. Тут и субъекты медицинского страхования, и лечебно-профилактические организации, органы управления здравоохранением, научно-исследовательские, образовательные медицинские учреждения и многие другие, которые имеют определенные функции в подготовке, обеспечении, оказании и оценке уровня доступности и качества медицинской помощи. Разработка критериев качества медицинской помощи представляет собой практическую задачу, решение которой требует создания механизма её обеспечения. Для этого необходима комплексная оценка качества медицинских услуг и эффективности деятельности медицинского персонала учреждений здравоохранения.

На аппаратном совещании в Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассматривали методологию получения результатов оценки качества оказания медицинских услуг пациенту медорганизациями округа. Разрабатывали критерии оценки БУ ХМАО-Югры «Медицинский информационно-аналитический центр» и БУ ХМАО-Югры «Центр медицинской профилактики».

По словам директора БУ ХМАО-Югры «Медицинский информационно-аналитический центр Владислава Нусинова: «Сегодня существует множество параметров по которым можно оценить работу того или иного медицинского учреждения.  Есть понятие – оценка качества работы медицинской организации, которая сводится к оценке некоторых целевых показателей эффективности работы. При чем она может рассматриваться как оценка качества работы по административно-хозяйственной деятельности, в первую очередь это касается бюджетных организаций. Второе – это оценка качества организации оказания медицинских услуг. Кроме того, есть понятие оценки удовлетворенности населения оказанием медицинских услуг. Оценка может быть, как нормативный параметр качества предоставляемой медицинской услуги, с точки зрения населения. Все регламентируется различными нормативными документами, как окружными, так и федеральными на уровне Департамента здравоохранения и Министерства. На сегодня продумана функциональность такой оценки. Во-первых, стоит сказать, что для того, чтобы оценка была объективной, разрабатываются  критерии, привлекаются  общественные организации,   такие как  Ассоциация защиты прав медицинских работников и Ассоциация защиты прав пациентов Югры».

Сегодня создан механизм получения и детализации всей информации объективных данных в работе медицинских организаций. Первый этап работы над оценкой качества складывается из так называемой субъективной оценки, и сегодня в Департаменте стартовал пилотный проект разработки и доработки технического задания, а именно внедрения на базе БУ ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница» г. Ханты-Мансийска системы оценки удовлетворенности пациентов оказанием медицинских услуг. Кстати, с такой системой сталкивались многие муниципалитеты округа. Как это выглядит? Персональные данные пациента в случае с медорганизацией, его краткая справка и оценка, насколько он удовлетворён оказанной медицинской услугой будут поступать в Медицинский информационно-аналитический центр. При чем  приходить эти данные  будут независимо, и прежде всего от мнения руководства той или иной медорганизации.   

Второй этап – объективная оценка, это сбор и обработка данных о работе медорганизации исходя из целевых показателей. Получив такую информацию, уже можно будет судить о качестве работы медицинской организации, как они достигают показатели в работе с эффективностью.

Третий этап – это сопоставление и обработка данных в итоговом эквиваленте. То есть, субъективные, объективные данные, их сопоставление, потраченные средства, ресурсы, предоставленная и полученная услуга, нормативы и выполнение нормативов, удовлетворенность населения полученными медицинскими услугами. Сопоставив данные, можно будет судить о том, что действительно получена объективная оценка качества оказанной медицинской услуги.

«Это делается, для того, чтобы своевременно и оперативно проводить «работу над ошибками» в функционировании медицинских учреждениях округа. То есть мы увидим целевые показатели, мы можем и должны мониторить работу, насколько организация эффективно достигает целей в качестве оказываемых услуг, постоянно видеть достигли или не достигли результатов медорганизации, и в любой момент можно вмешаться и ввести какого-то рода корректировку в работе. А это и перенаправление, замена, работа по повышению квалификации, работа с персоналом, так как направлений в работе по улучшению качества может быть масса. В этом вся суть, чтобы мы в этом срезе в ассоциации с общественными организациями проводили эту работу в регулярном режиме» - резюмирует Владислав Нусинов.

Проект оценки качества не ограничен, и речь идет прежде всего о регулярности проведения такой оценки качества оказания медицинских услуг пациенту. Получив данные и обработав их вместе с Ассоциацией по защите прав пациентов и Ассоциацией медицинских работников округа, то есть собрав воедино субъективные мнения можно добиться объективной оценки, что в последствии должно повлиять на работу медицинских организаций округа в позитивном ключе.

По сообщению пресс-службы Департамента здравоохранения ХМАО-Югры.

Подготовил Юрий Сибирцев.